Рыбинск город у реки,
Любят Рыбинск рыбаки.
Вот плотва,
А вот уклейка –
Рыбку выловить сумей-ка!
А.Орлова
Проект «Путеводитель профессий по городу Рыбинску»
Методическая презентация проекта
Актуальность
В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность
приобретают проблемы формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентируясь в потоке информации. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. Основными направлениями ранней профориентации являются: профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Знакомство с профессиями людей родного города является неотъемлимой частью формировния первичных представлений о малой родине у детей дошкольного возраста.
Цели и задачи проектной деятельности
Образовательная цель
Ознакомление дошкольников с разнобразием профессий родного города
Образовательные задачи
1. Расширить знания детей о профессиях и их трудовых действиях
2. Способствовать формированию первичных представлений о родном городе
3. Стимулировать поисковую деятельность дошкольников при сборе информации
Развивающая цель
Формирование интереса к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями
Развивающие задачи
1. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, отражать знания, полученные опытным путем в различных видах деятельности.
2. Развивать мышление, творческие способности, память, речь, внимательность, инициативность
3. Стимулировать детей на самостоятельный поиск информации путём общения с педагогом, родителями, сверстниками.
Воспитательная цель
Воспитание у дошкольников положительного отношения к общественной значимости труда взрослых своего города
Воспитательные задачи
1. Способствовать воспитанию любви и уважения к родному городу, к труду взрослых
2. Воспитывать положительное отношение к результатам труда взрослых
3. Способствовать воспитанию трудолюбия и трудовых навыков у дошкольников
Здоровьесберегающая цель
Создание условий для обеспечения эмоционального благополучия всех участников образовательных отношений
1. Создать условия для продуктивного взаимодействия в системе «воспитатель-ребенок-родитель»
2. Способствовать реализации потенциала каждого участника проектной деятельности
3. Содействовать эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников
Основополагающий вопрос "Как найти себя?"
Проблемный вопрос "Как выбрать профессию?"
Частные вопросы/ темы детских исследований
1. Как стать балериной? / «Прима-балерина»
2. Моряк-это профессия или призвание?/ «По следам моего прадеда…»
3. Какой мастер преобразовывает внешность актера?/ «Театральный волшебник»
График оценивания
Перед началом работы
Обсуждение проблемных вопросов. Выявление первоначальных представлений (Блиц-опрос «Профессий много,моя одна»)
Опреление «поля интересов» детей (техника «Корзина идей»). Чек-лист «Профессий много, моя одна»
В ходеработы над проектом
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, промотр мультфильмов, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, мультимедийные материалы, дидактические игры, кроссворд, экскурссия в библиотеку, Рыбинский транспортно-технологический колледж, виртуальная экускурссия в Рыбинский драматический театр, конкурс детских рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус».Обсуждение промежуточных результатов деятельности. Плановое оценивание деятельности детей с использование оценочных суждений. Чек-лист «Профессий много, моя одна»
После завершения проекта
Итог. Рефлексия. Выставка «Все работы хорошо, выбирай на вкус». Открытие города профессий Фишбург.
Чек-лист «Профессий много, моя одна».
Описание инструментов оценивания
Социальные партнеры
1.ГПОУ ЯО «Рыбинский транспортно-технологический колледж»
2.Библиотека-филиал № 2 им.Н.К.Крупской
3.Основная общеобразовательная школа № 16
4.Рыбинский драматический театр
5.Балет-школа современной хореографии «KALASHNIKOV-BALLET»
Достигнутые результаты деятельности
Результат деятельности по реализации проекта направлен на всех участников образовательных отношений:
- для детей созданы условия для личностного развития, развития инициативы и творческих проявлений на основе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, сформировано целостное представление о трудовой деятельности взрослых родного города, положительное отношение к труду, стремление оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности, проявляется интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями;
- педагоги получили пакет методических и дидактических материалов по ранней проориентации дошкольников;
- для родителей (законных представителей) воспитанников обеспечены условия для активного вовлечения в образовательную деятельность детского сада.
В детском саду создана образовательная среда, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации дошкольников.
Продукты проектной деятельности
- Путеводитель профессий по городу Рыбинску
- Словарик "Кладовая слов"
- Блиц-опрос "Профессий много, моя одна"
- Буклет "Музыка в балете"
- Игра-задание "Помоги программисту справится с работой"
- Дидактическая игра "Собери сказочного персонажа"
- Игровое задание "Убери лишнее в профессии"
- Виртуальная экскурсия «Парикмахерский цех театра» (номер1, номер 2, номер 3, номер 4)
- Кроссворд "Секреты балета"
- Блиц-опрос "На дороге"
- Игровое упражнение "Где рука, а где лапа?"
- Игровое упражнение "Виды транспорта"
- Игровое упражнение "Собери пиццу" (карта дидактического ресурса)
- Игровое упражнение "Календарь читски зубов" (карта дидактического ресурса)
- Дидактическая игра "Лото здоровья" (карта дидактического ресурса)
- Игровое упражнение "Собери монетки в кошелек" (карта дидактического ресурса)
- Беседа "Наши верные друзья"
- Консультация для педагогов "Профессия каждая – самая важная!"
- Игровое задание "Найди профессию по тени" (карта дидактического ресурса)
- Дидактическое упражнение "Найди пару" (карта дидактического ресурса)
- Пособие "Чудесный мир балета"
- Игровое задание "Найди отличия"
- Дидактическое упражнение "Проведи раскопки" (карта дидактического ресурса)
- Игровое задание "Найди отличия" (профессия моряк)
- Игра-задание "Собери картинку" (профессия сварщик)
- Игра-задание "Собери картинку" (профессия балерина)
- Кроссворд "Профессии"
- Кроссворд "Секреты балета"
- Лабиринты (профессия пожарный) (карта дидактического ресурса)
- Игровое задание "Найди отличия" (профессия машинист)
- Мнемотаблица "Расскажи о профессии"
- Найди по тени (профессия космонавт)
- Раскраска (профессия ветеринар) (карта дидактического ресурса)
- Тест "Театр балета"
- Игровое упражнение "Помоги стоматологу собрать тележку полезных продуктов"
- Консультация для родителей "Как познакомить ребенка с профессией"
- Семинар-практикум для родителей "Формирование представлений детей о профессиях в семье"
- Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей дошкольного возраста 6-7лет «Мир балета»
- Буклет "Здоровый образ жизни"
-Акция "Здоровье семьи"
Интернет-ресурсы
1. Мультфильмы "В мире профессий"
2. Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова Учебно-методичекое пособие "Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально-коммуникативного развития детей 5-7 лет"
3. Виртуальная экскурссия в театр
4. Виртуальная экскурссия в ветеринарную клинику
5. Виртуальная экскурссия "Я-стоматолог"
6. Профессия "Космонавт"